Какое у коррупции начало и нет ли у коррупции конца
3 июня 2008 года
Скептики возразят, что мощности такого источника, как знания нормального школьника, зачастую не хватает даже на то, чтобы рассеять кромешный мрак в его собственном дневнике... Может, оно и так, когда речь идет о чем-нибудь фрикативном, электроноакцепторном или гетерозиготном, зато ведь о том, о чем из скромности умалчивают учебники, взрослые нередко узнают от детей. И хоть коррупция - не совсем то же самое, что публичное ковыряние в носу (хотя бы потому, что не так публична), она все же, без сомнения, является вредной привычкой, а дети считаются крупными экспертами именно в сфере вредных привычек. Так что никакая информация, которой они могли бы поделиться со взрослыми борцами против коррупции, не будет лишней.
Первым делом анкета выясняет, каковы у нашего школьника "основные источники информации о коррупции" (варианты ответа: правоохранительные органы; заявления властей; СМИ; личный опыт; родные, друзья, знакомые). Ребенок, обладающий столь надежными источниками информации, несомненно, не испытает затруднения при ответе и на следующие вопросы: "Какова распространенность взяточничества в повседневной жизни?" и "Насколько уровень взяточничества изменился за последние два года?".
А вот еще детский вопрос: какова главная причина распространения коррупции? Может быть, пытливо интересуются составители анкеты, "несовершенство законодательства"? Или "нежелание бороться"? Или, пуще того, "отсутствие "честных людей" и "принципиальных людей" в правоохранительных органах и органах власти"? Ответ нормального взрослого - "несовершенство законодательства по причине нежелания бороться и отсутствия честных и принципиальных людей в этих органах" - не проходит; осведомленный школьный источник должен, не увиливая, дать однозначный ответ... Кстати, в кавычки честных и принципиальных людей взяла не я - это в анкете так.
Получив подобную информацию аналитического плана, составители анкеты - волнующий момент! - вплотную подбираются к конкретному месту, где коррупция зимует. В определении главного очага этого негативного явления поможет следующее требование анкеты: "Отметьте по 10-балльной шкале степень коррумпированности разных учреждений власти: прокуратура; милиция (в том числе ГИБДД); суд; налоговая служба; таможня; образование; медицина; районная администрация; городская администрация".
Задание, конечно, непростое, но личный опыт-то на что!.. Если папа у Васи работает на таможне, а мама - в мэрии, то Вася может со знанием дела просветить власти о сравнительной коррупциогенности этих отраслей чиновничьей деятельности. Правда, можно предположить, что мало кому из школьников повезло иметь многочисленную и дружную родню, представители которой трудятся в прокуратуре, милиции, суде, налоговой службе, здравоохранении и образовании... Но ведь известно, что в здоровом школьном коллективе традиционно сильна взаимовыручка. Составлять рейтинг взяткоемкости различных государственных сфер можно всем классом - представьте только, как заинтересованно, с огоньком протекут классные часы, посвященные сравнительному анализу: кто, как, откуда, сколько и почем!..
Мамы всякие нужны, папы всякие важны, да и дяди и тетки, даже седьмая вода на киселе, могут представлять большую познавательную ценность. Есть только одна проблема: вдруг чей-то папа, набравший, к гордости отпрыска, наибольшее количество баллов, работает в ведомстве повыше, чем даже горадминистрация, куда его вписывать, если анкетный рейтинг не предполагает наличия коррупции в более высоких сферах?..
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"